2014 » Июль » 27 » Ян Непомнящий вошел в состав Олимпийской сборной России
22:18
Ян Непомнящий вошел в состав Олимпийской сборной России

Ян Непомнящий вошел в состав Олимпийской сборной России, которая сыграет на Олимпиаде в норвежском Тромсе с 1 по 14 августа. Кроме Яна в составе сборной России сыграют Владимир Крамник, Александр Грищук, Сергей Карякин и Петр Свидлер.

Незадолго до этого известия (в начале июля 2014 года) Ян дал интервью специальному корреспонденту агентства "Р-Спорт" Олегу Богатову:

- Ян, любой формирующийся шахматист сознательно или интуитивно учится у какого-либо известного гроссмейстера. Кто это был в вашем случае?

- В детстве я прочитал энное количество классической шахматной литературы - к примеру, Арона Нимцовича, Давида Бронштейна, Хосе Рауля Капабланки. И, может быть, исходя из патриотических соображений или по какой-либо другой причине, но мне импонировала игра Александра Алехина, первого нашего чемпиона мира. И в детстве я отвечал, что стараюсь походить на Алехина, но в последние лет пятнадцать я таких сравнений не проводил.

- Как бы вы сейчас охарактеризовали свой стиль - атакующий, контратакующий, агрессивный, осторожный, сдержанный?

- Сейчас многие стараются играть по ситуации, и, возможно, у меня это выражено в более яркой степени. Сложно сказать, что я универсальный шахматист, но за доской действуешь, исходя из сложившегося положения. Кому-то больше нравится атаковать, а кому-то удобнее защищаться; у меня нет явных перекосов в ту или иную сторону. Конечно, приятно самому вести партию, когда она хорошо складывается. Но порой приходится подстраиваться под соперника и играть вторым номером. Я пытаюсь вести партию волнообразно: стараюсь сначала завладеть преимуществом, а потом в течение какого-то времени его закрепить. И стремлюсь к следующему завоеванию - по принципу step by step. 

- Если оценивать положение в мировом рейтинге, вы довольны им или хотели бы находиться выше?

- Я, несомненно, могу и должен находиться выше, но для этого надо показывать в первую очередь стабильный и высокий результат. А стабильности мне не хватает, так что я провожу необходимую работу. Отставание от первой десятки составляет порядка 30 пунктов, и его необходимо наверстать. Это действительно важно, ведь от рейтинга зависит попадание в супертурниры, в том числе – в серию Гран-при. А нынешний мой показатель соответствует 24-25-й позиции в лайв-рейтинге. Может быть, в качестве некоторой моральной компенсации у меня третий в мире рейтинг по блицу - как говорится, вроде бы мелочь, а приятно.

- В 2010 году вы выиграли чемпионат Европы и чемпионат России, и это могло стать хорошим плацдармом для динамичного движения вперед. Что помешало?

- Сложно сказать. В моем случае шахматный рост, судя по результатам, происходит скачкообразно. Выйдя на новый уровень, я далеко не сразу осознал, что мои соперники стали ко мне относиться по-другому и играть против меня более собранно. Так что некоторое время понадобилось на то, чтобы перестроиться. Сейчас я играю на порядок сильнее, чем в 2010-м, и пора потенциальную энергию преобразовать в кинетическую!
 
- Александр Грищук сказал мне, что не испытывает нарциссизма от своей игры. А вас чаще радует уровень качества своих шахмат или бываете недовольны?

- Если получаются одна-две хорошие партии в турнире, которые приятно потом самому посмотреть и кому-то показать, это уже большой успех. Потому что сейчас планка действительно качественной игры – во всяком случае, в моем понимании - установлена компьютером. При компьютерном анализе почти всегда всплывают какие-то недочеты, которые могли оказать серьезное влияние на исход встречи. И если за довольно длительный отрезок времени получается провести несколько относительно чистых партий, это уже является достойным результатом. Конечно, нельзя играть совершенно безошибочно, но хотелось бы к этому стремиться. Поэтому о какой-то эйфории от своей игры говорить не приходится (с улыбкой).

- Ваш текущий рейтинг вызывает к вам предметный интерес у организаторов крупных турниров?

- Хотелось бы ответить как-то жизнеутверждающе, но в целом все происходит наоборот. В этом году я решил отказаться от участия в "опенах" ("швейцарках"). Потому что КПД игры в них довольно невысок, а рейтинг соперников нередко занижен. В прошлом году я сыграл в трех сильных опен-турнирах, и в целом довольно удачно, но все они складывались очень непросто. Хочется по возможности играть с сильными соперниками – для меня это очень критично.
А касательно интереса - даже три-четыре года назад, когда у меня был примерно такой же рейтинг, но не 25-й, а 15-й в мире, особых приглашений в супертурниры не было. Разве что был вызов в Вейк-ан-Зее - после победы в суперфинале чемпионата России. В том же 2011 году я неплохо сыграл в мемориале Михаила Таля, поделив третье место. Дважды играл в мемориалах Капабланки в Гаване, дважды - в Пойковском… Но это, по сути дела, локальные, разовые приглашения, которые не сказываются на общей картине. И пять-шесть турниров серьезного уровня за два года – это явно недостаточно, в моем понимании их почти нет.
 
- Однажды вы сказали, что порой задумываетесь об уходе из шахмат. Такие мысли остались в прошлом?

- Такая мысль, к счастью, посещала меня лишь однажды, да и то на эмоциях. Это было в прошлом году, после очень поучительного для меня турнира – Кубка мира, который попал в череду соревнований, которые я провел неудачно – после Биля и перед Пойковским. В Кубке мира я вылетел в первом круге, проиграв 13-летнему китайцу, получившему wild card. Возможно, я отнесся недостаточно профессионально – и при подготовке к турниру, и к матчам на старте. И, видимо, должно было последовать такое кармическое наказание. После поражения белыми во второй партии появились мысли, что либо надо что-то серьезно менять, либо прекращать играть в шахматы. Это стало серьезной встряской, и мне удалось сыграть следующие турниры на весьма хорошем уровне.

- Анатолий Карпов на пресс-конференции заявил, что сборной для успеха на олимпиаде не хватает лидера и командного духа. А каково ваше мнение?

- Я не могу сказать, что команде чего-то сильно не хватает. От сборной России всегда ждут победы, и, исходя из общего командного рейтинга, многие рассчитывают, что команда должна выиграть все матчи, и с убедительным преимуществом – олимпиаду. Но ведь рейтинг даже в личных турнирах не все определяет. Ведь можно вспомнить матч со сборной Египта в последнем туре командного чемпионат мира. Казалось бы, мы должны уверенно побеждать - это все же шахматы, а не футбол. Но в силу стечения обстоятельств и последовательности событий мы в какой-то момент по позициям стояли на ничью. Но в итоге, к счастью, все же удалось выиграть.

- У вас есть предпочтение, на какой доске играть?

- Мне интересно играть на более высокой доске, с более сильными соперниками. В этом случае, когда соперник сильнее тебя или равен по силам, уровень мотивации и спортивного интереса совсем другой. Но когда играешь за команду, довольно ответственно играть на любой доске. И готов играть там, на какую доску поставят. А в личном турнире играть с соперниками, уступающими в классе сложнее – не всегда получается собраться и сыграть в полную силу. Но, к счастью, на командном чемпионате мира удалось выиграть без больших приключений две очень важные последние партии.

- Кто, на ваш взгляд, будут главными конкурентами сборной России на олимпиаде?

- Одним из главных конкурентов сборной России будет … сборная России - нам самим важно хорошо, без сбоев провести все матчи. А среди соперников, которые постоянно борются за первые места, и с которыми наша команда всегда играет довольно напряженно – сборные Армении, США, Азербайджана, Китая, хотя за них не сыграет Ван Хао (у него разногласия с федерацией - видимо, он не типичный китаец), Франции и Украины. И у хозяев поля, сборной Норвегии, тоже довольно неплохая команда, возглавляемая Магнусом Карлсеном.

- Ян, кстати о Карлсене. Вы ведь некоторое время были его секундантом – как возник этот вариант?

- Я, по большому счету, ему не секундировал, но начиная с 2011 года мы периодически проводили совместные сборы - и в Европе, и в Подмосковье. И в конце 2012 года меня пригласили приехать и посекундировать на турнире London Chess Classic. Я поехал и скорее был ему полезен (Карлсен стал победителем турнира), хотя у меня порой складывалось ощущение, что важно было ему не мешать. Важна была скорее психологическая поддержка. Меня спрашивали о дальнейшем сотрудничестве, но я постарался вежливо ответить, что пока мне интересно играть самому. 

- Карлсен после выигрыша чемпионского матча у Вишванатана Ананда признался, что в Индии у него был только один секундант, да и с тем он общался по скайпу. Неужели перед главным матчем в своей жизни Магнус был настолько уверен в себе, или все же он немного лукавил?

- Нет, думаю, что ему помогали готовиться несколько тренеров, а по скайпу он общался со своим другом и ровесником Яном Людвигом Хаммером, который, как я понимаю, систематизировал информацию, которую готовили секунданты.

- Карлсен часто в дебютах уходит с проторенных дорожек, чтобы избежать хорошо известных вариантов. Об этом знают многие, но неужели нет возможности поймать его на какой-либо заготовленный вариант – используя не такую сильную его игру, как в миттельшпиле и эндшпиле?

- Если он уходит в сторону, это же не значит, что Магнус не знает дебюта. Поймать на вариант можно кого угодно, и многие его ловят, часто получая хорошие позиции по дебюту. Но у многих шахматистов сопротивляемость по ходу игры падает, а Карлсен всегда играет одинаково ровно, стараясь добиться максимального результата. Это можно судить и по отдельным партиям, и по турнирам, которые складывались для него неудачно, но все равно завершались победами. Он ищет возможности усилить на позицию на каждом ходу, не унывает, если не получается, и продолжает искать и находить сильные ходы.
 
- Вы серьезно увлекаетесь компьютерными играми – это для вас элемент релаксации или желание добиться хорошего спортивного результата?

- Добиться чего-то в любой новой области всегда неплохо, но для меня это уже скорее хобби, которое постепенно сходит на нет. В пользу шахмат? Не совсем, потому что в жизни есть немало и других интересных сфер. Но под настроение какое-то время иногда можно потратить и на игры.

- В каких турнирах вы планируете сыграть до конца года?

- На днях начинается ACP Golden Classic - "круговик" в Бергамо. После него - на Олимпиаде, клубном чемпионате Европы и в Суперфинале чемпионата России. Хорошо бы сыграть и в супертурнире в Москве – мемориале Таля или Петросяна, но об этом говорить пока рано. Пока еще даже не подтвердили его проведение.


- Ян, вы наверняка смотрели полуфинал чемпионата мира по футболу между сборными Германии и Бразилии. И кому отдавали предпочтение?

- Да, смотрел, не без этого. Сложно сказать, за кого – многие мои знакомые, в том числе и шахматисты, болели против Бразилии и были страшно довольны ее разгромом. Я же, честно говоря, болел за Францию, но она была переиграна Германией. И в этой половине сетки у меня фаворитов не осталось, и я болел за слабейшего из них. Скорее за Бразилию, потому что команда потеряла своего лидера Неймара.
А в другой паре мне импонировали обе команды, хотя все же больше – Нидерланды. Но, с другой стороны, Аргентина ведь давно не забиралась так высоко, хотя это сборная, по большому счету, одного человека – Лионеля Месси. Голландия в этом плане менее зависима, и в ее составе мне очень нравится игра Арьена Роббена.

- Магнус Карлсен болеет за "Реал"…

… А я за "Барселону" - я почему-то не люблю "Реал".

- До футбольных дискуссий у вас не доходит?

- Само собой, доходит. Когда игрался финал Лиги чемпионов, он, как страстный болельщик "сливочных", смотрел матч на "Сантьяго Бернабеу". И на 90-й с лишним минуте я отправил ему сообщение: мол, какие молодцы "Атлетико", наконец-то "Реал" получил по заслугам. Но пока я его писал, Серхио Рамос на четвертой добавленной забил гол, сравняв счет, а потом "Реал" выиграл. SMS я отправил, но нужного эффекта это сообщение не имело (с улыбкой).

- А в России у вас какие предпочтения?

- Болею за "Спартак" и все жду, когда начнет меня радовать. Но он пока как-то не очень спешит это делать – почему-то их постоянно лихорадит. Посмотрим, что с ним получится сделать у хорошего специалиста Мурата Якина.

- Ян, вы ощущаете себя публичным человеком в Москве?

- Да нет, конечно. Ведь шахматы у нас не настолько популярный вид спорта, чтобы иметь повышенную публичность. И я не считаю, что чего-то глобального добился в шахматах, получив основания быть узнаваемым, тем более – на улицах. Если в Москве спросить людей о шахматистах, то, в первую очередь, все назовут Гарри Каспарова и Анатолия Карпова. А из современных – возможно, шансы есть только у Владимира Крамника, Сергея Карякина, Петра Свидлера, Александра Грищука, Александра Морозевича… Да и то, в лучшем случае назовет один человек из ста.

Категория: Шахматы и шашки | Просмотров: 459 | Добавил: Игоревич | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Разделы
Шахматы и шашки [20]
Мировые новости по событиям, касающимся шахмат и шашек.
Предстоящие турниры шахматы, шашки [59]
Полная информация о предстоящих турнирах по шахматам и шашкам
Прошедшие турниры шахматы, шашки [115]
Полная информация о прошедших турнирах по шахматам и шашкам
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0